aanechaev (aanechaev) wrote,
aanechaev
aanechaev

Так жить нельзя

 

ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Положение в стране вызывает все большую тревогу. Деградация становится очевидной во всех сферах общественной жизни и экономики. Вот лишь некоторые примеры:

 

Политическая сфера и гражданское общество

- практически ликвидирован контроль общества над властью, что стало следствием изменений системы формирования власти. В их числе - отмена выборности губернаторов, переход на федеральном уровне к выборам исключительно по партийным спискам, лишение общественных организаций права прямого выдвижения кандидатов и непосредственного участия в выборах, неравные условия допуска к выборам «парламентских» и «непарламентских» партий, активное использование административного ресурса и прямой фальсификации результатов выборов.

- ограничение политического плюрализма вследствие искусственной ликвидации большинства политических партий и повышенной сложности создания и регистрации новых, если это не осуществляется по инициативе самой власти. Реальная политическая конкуренция и развитие гражданского общества, независимый диалог общества и власти подменяются созданием «сверху» (фактически назначением) разного рода общественных советов при органах власти и псевдо независимых, «декоративных» институтов типа Общественной палаты. Произошел возврат к политической монополии одной партии в лице «Единой России». При этом «Единая Россия» де-факто является не политической партией с четкой идеологией, формирующей власть в результате победы на свободных демократических выборах, а организацией чиновников, полностью подконтрольной высшей исполнительной власти и «штампующей» ее решения на уровне законодательных органов.

- фактическое ограничение конституционного права на митинги, демонстрации, собрания, если они не санкционированы самой властью Жесткое «силовое» подавление публичных протестных и оппозиционных выступлений граждан.

- резкое ограничение свободы слова, фактический возврат к политической цензуре на ведущих телевизионных каналах и в других крупных СМИ, попытки ограничений на распространение информации в интернете, всю более усиливающееся манипулирование общественным сознанием при сознательном стимулировании властью через подконтрольные СМИ его деградации.

- разгул бюрократического произвола и коррупции. Так называемая вертикаль власти, построенная по принципу личной преданности и лояльности к выше стоящему начальнику, привела с одной стороны к полной безответственности назначаемых чиновников разного уровня перед гражданами и процветанию круговой поруки, а с другой – к фактическому снижению уровня управляемости в стране, к резкому замедлению принятия и реализации остро необходимых решений.

- чрезмерное усиление роли и реального влияния «силовых структур», фактически полностью избавленных от контроля гражданского общества и даже законодательной власти. Многие сотрудники силовых структур активно вовлечены в бизнес и передел собственности, поражены коррупцией и при этом не выполняют на минимально удовлетворительном уровне свои прямые функции по обеспечению безопасности общества и граждан. Ярким, но далеко не единственным примером, является полная деградация органов внутренних дел.

- во внешнеполитической сфере практически ничего не сделано для улучшения отношений со странами ЕС и НАТО. СНГ находится в стадии распада. Во внешней политике по отношению к развитым странам и ряду бывших советских республик преобладают конфронтационные настроения, а зачастую и действия. При этом взят курс на активное сотрудничество с неоднозначными политическими режимами типа руководства Венесуэлы, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, движения «Хамас» и др.

- явно ухудшается психологический климат в обществе, растет недоверие к власти, разочарование в ней и одновременно политическая апатия. Официальные данные о явке на выборах никого не должны вводить в заблуждение. Свободные публичные дискуссии, в том числе в СМИ, заменяются как во времена застоя, беседами «на кухне» или в лучшем случае обсуждением в интернете, остающимся единственным свободным информационным пространством.

- построение вертикали власти и свертывание демократических свобод не привели к повышению безопасности жизни простых граждан, о чем свидетельствуют теракты в Москве, фактически продолжающаяся гражданская война на Северном Кавказе.

 

Экономика и социальная сфера.

Подтверждением сложности социально-экономического положения в стране является нынешний экономический кризис, который оказался в России глубже, чем в большинстве стран «большой двадцатки». В последние 10 лет в стране не начаты или свернуты остро необходимые реформы – пенсионной системы, здравоохранения и образования, ЖКХ, военная реформа и многие другие. Не доведена до конца налоговая реформа. При этом крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволяла сделать эти реформы менее болезненными для населения и экономических субъектов. Следствием этого стало:

- сохранение высокого уровня монополизма в экономике и даже его нарастание, отсутствие условий для свободной конкуренции, бегство капитала из страны.

- чрезмерное усиление роли государства в экономике, в том числе в виде непосредственного хозяйствующего субъекта. Преобладание в большинстве секторов экономики государственных или подконтрольных государству компаний с низким уровнем эффективности и высокой коррупцией. Активное участие чиновников в бизнесе и переделе собственности.

- чрезмерная централизация ресурсов на федеральном уровне, превращение большинства регионов в дотационные, в том числе для усиления политической зависимости от центра, фактический отказ от бюджетного федерализма, отсутствие финансовых условий для развития местного самоуправления.

- неблагоприятный предпринимательский климат в силу чрезмерного административного давления на бизнес и коррупции. Предпринятые в последние годы меры по их снижению носят косметический характер, как и меры по поддержке малого бизнеса, развитие которого резко отстает от большинства стран.

- налоговая система угнетает развитие бизнеса. Налоговое администрирование носит характер налогового рэкета. Имеет место явное неравноправие налогоплательщика и налоговых органов на уровне реального правоприменения. На практике отсутствует презумпция невиновности налогоплательщика.

- деградация отраслевой структуры экономики, резко усилившаяся в период экономического кризиса. Экономика страны все более приобретает сырьевую направленность. Состояние бюджета страны в решающей степени определяется внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевые товары российского экспорта.

- как показывает, например, бюджет 2010 года и другие меры экономической политики модернизация страны и перевод экономики на инновационный путь развития остаются лозунгами, не подкрепленными практическими действиями.

- в силу высокого уровня монополизации основных секторов экономики, особых отношений власти с так называемыми естественными монополиями сохраняется высокий уровень инфляции. При этом наиболее быстрыми темпами растут цены и тарифы, регулируемые и контролируемые государством, такие как тарифы на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ, пассажирского транспорта, что крайне негативно сказывается на уровне жизни малоимущих слоев населения, а в последнее время и среднего класса.

- высокий уровень бюрократизма и коррупции, а также монополизм в строительстве резко удорожают стоимость жилья, делая его в условиях отсутствия эффективных мер государственной поддержки, практически недоступным для большинства населения

- следствием отсутствия реформ в сфере здравоохранения является крайне низкий уровень услуг так называемой бесплатной медицины, его резкая дифференциация по регионам, а также в зависимости от места работы граждан. Отдельные решения в рамках национальных проектов при всей их полезности не меняют ситуацию в здравоохранении в целом. В результате продолжительность жизни и детская смертность в России заметно отличаются в худшую сторону от показателей развитых и ряда развивающихся стран, демографическая ситуация крайне неблагоприятная.

- следствием отсутствия реформы пенсионной системы стал острый и постоянно углубляющийся дефицит средств государственного пенсионного фонда, что не позволяет обеспечить нормальное соотношение зарплат и пенсий уже для нынешнего поколения пенсионеров и ставит под угрозу обеспечение минимально достойного уровня жизни будущих пенсионеров. Увеличивающаяся «дыра» в бюджете пенсионного фонда все с большим трудом закрывается за счет средств федерального бюджета. Заметное увеличение с 2011 года страховых взносов (фактически налога) работодателей с заработной платы позволит лишь на короткое время улучшить ситуацию с бюджетом пенсионного фонда, но значительно ухудшит условия хозяйственной деятельности предпринимателей, в первую очередь, в высоко технологичных отраслях экономики и в других секторах с высокой долей заработной платы в издержках. Дальнейшее затягивание кардинального реформирования пенсионной системы приведет к необходимости заметного повышения пенсионного возраста, что в условиях недопустимо низкой продолжительности жизни является социально несправедливым.

- сохраняется чрезвычайно высокая дифференциация населения по уровню жизни, многократно превышающая показатели всех развитых стран и служащая источником социального напряжения. Недопустимо высок уровень бедности.

 

Положение в стране должно стать предметом серьезного обсуждения независимых представителей гражданского общества, равноправного диалога общества и власти. Отсутствие решительных действий со стороны власти по изменению этого положения может привести к резкому нарастанию социального недовольства, которое при определенных условиях примет характер активного социального протеста с необратимыми последствиями для стабильности в стране, с реальной угрозой прихода к власти националистических и леворадикальных сил. События в ряде регионов России показывают, что подобное развитие событий является вполне реальным. Самые трагические последствия принесет попытка власти ответить на усиление социального протеста «силовыми» действиями и «закручиванием гаек». В пользу этого вывода говорит и собственный исторический опыт нашей страны.

Последние инициативы президента страны показывают, что и внутри властной элиты растет понимание необходимости изменения политической системы и социально-экономической политики. Однако темп и масштаб этих изменений имеют сейчас ключевое значение. Противодействие консервативных сил во властной элите, коррумпированного чиновничества могут недопустимо замедлить проведение назревших реформ или выхолостить их содержание. Последствия этого для будущего страны будут трагическими.

Необходим безотлагательный, равноправный диалог власти и широких слоев гражданского общества по острым проблемам страны. Уверен, что в России есть достаточное количество неравнодушных граждан, готовых предложить свои профессиональные знания и наработки, интеллектуальные ресурсы и общественную активность для поиска выхода из сложного положения. Консолидировать их – задача момента!


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments