Немного о послании президента
Первое и главное впечатление от послания президента, что он наконец проснулся и огляделся по сторонам. Много лет в посланиях ставились амбициозные геополитические задачи – удвоить ВВП, войти в пятерку ведущих экономик мира, догнать Португалию по ВВП на душу населения, создать невиданную в мире ракету со скоростью во сколько-то махов, изменить Конституцию и т.п. И вдруг через 20 лет обнаружилось, что в стране 1/7 населения – бедные (а реально – нищие), включая многие семьи с детьми, что идет убыль населения, что нет нормальных дорог, что регионы в финансовой пропасти, что надо срочно ремонтировать и строить школы, больницы и дома культуры и прочие мало приятные факты. В итоге послание пришлось посвятить этим скучным и раздражающим материям, ограничив внешнеполитическую часть сетованиями на несправедливое отношение к России в мире и загадочным обещанием самостоятельно проводить «красные линии».
В экономической части мне польстило, что президент заявил несколько тезисов, которые я уже давно проповедую.
Первый – он (или советники), кажется, понял, что административное регулирование цен в рыночной экономике занятие бесперспективное, и что есть другие методы остановки инфляции.
Второй – что нужно в условиях пандемического кризиса дать деньги наиболее пострадавшим секторам бизнеса и главное нуждающимся людям. Правда, на практике предложения президента вновь свелись лишь к продлению налоговых и кредитных каникул для бизнеса и к финансовой поддержке семей с детьми, включая одиноких родителей. Причем предложенные президентом выплаты на детей будут охватывать не всех и невелики по суммам. Министр Силуанов уже пояснил, что все предложенные президентом меры социальной поддержки обойдутся бюджету в 400 млрд. руб. за 2 года. Это мизерная сумма в масштабах экономики страны (около 0,2% ВВП), что наглядно иллюстрирует, что с помпой объявленные меры являются лишь имитацией заботы о людях.
Третий – тяжелое финансовое положение регионов, требующее срочного вмешательства. Увы, и здесь лишь скромные полумеры. Я уже много лет твержу о том, что нам нужно вернуться к бюджетному федерализму и кардинально поменять финансовое состояние регионов и местного самоуправления, перераспределив бюджетные доходы в их пользу. Сейчас они оказались просто на грани финансовой катастрофы. Задолженность региональных бюджетов составляет сейчас 786 млрд рублей, причем значительная ее часть - коммерческая задолженность, т.е. задолженность перед коммерческими банками с соответствующими рыночными процентами.
Меры, которые предложил президент в своем послании, уже обсуждали недавно на заседании правительства. Первая - заменить часть коммерческой задолженности регионов кредитами со стороны бюджета. Но это коснется только той части задолженности, которая превышает 25% доходной базы региона. Вторая – реструктурировать бюджетные кредиты, которые регионы брали в рамках борьбы с пандемией в прошлом году. Их надлежало выплатить до 1 июля, но президент предложил пролонгировать кредиты до 2029 года.
Я бы сказал: эти меры вытаскивают регионы из финансовой ямы сегодня, но роют им эту яму послезавтра (конкретно – к 2029 году). Дело в том, что ничего кардинально с точки зрения межбюджетных отношений не меняется. Налоговая система, распределение налогов между федеральным центром и регионами остается прежним. При этом, в последние годы на регионы переложили значительную часть финансовой обязательств, например, по выполнению пресловутых майских указов президента, и ряд других расходов. Регионов-доноров у нас осталось совсем немного. В основном регионы зависят от подачек федерального центра. Некоторые, как Тыва, например, зависят на 80%. В этом смысле ничего не меняется, и налоговую базу им не улучшают. Меры, которые озвучил президент в своем послании, просто отсрочат скорую смерть, но ничего не поменяют в самой болезни.
Кроме того, президент предложил выдавать регионам инфраструктурные кредиты под 3% на срок до 15 лет. При этом будет действовать принцип: чем меньше долгов накопил регион, тем больше сможет взять дешевых бюджетных кредитов. В этом принципе есть явная несправедливость в том смысле, что дороги нужны всем, а деньги дадут только некоторым. С другой стороны, если регион уже в долгах как в шелках, то навешивать на него новые кредиты – занятие опасное.
Отрадно, что президент решил заняться дорогами. Справиться бы еще со второй национальной бедой – дураками, включая собственное окружение.
Во внутриполитической части президент подтвердил давно известный нам факт, что все думские партии действуют в единстве и реальной оппозицией не являются. Полезное напоминание в год выборов.