aanechaev

Categories:

Не всякая скромность украшает правительство - о плане достижения национальных целей

Недавно правительство разработало «ЕДИНЫЙ ПЛАН ПО ДОСТИЖЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА». Напомню, что немногим ранее президент издал указ об этих самых национальных целях, который скромно пересмотрел его прошлый аналогичный указ. Достижение большинства целей было передвинуто с 2024 на 2030 год, поскольку невыполнимость прежних планов к 2024 году стала очевидной. Сразу отмечу, что новые цели стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения. Так, к первому рубежному 2024 году вымирание населения России не прекратится. Даже с учетом притока мигрантов в 2024 ожидается снижение численности населения на 270 тысяч человек, и лишь в далеком 2030 она вырастет на скромные 54,7 тысячи. Не ожидается в трехлетней перспективе и роста продолжительности жизни (прорыв намечен позднее), а также снижения бедности. При этом на борьбу за увеличение продолжительности жизни по разным статьям бюджета планируется потратить почти 3 трлн. руб. за три года. Правда, на воспитание приверженности к ЗОЖ из них придется лишь по 200-300 млн. руб. в год.

Отрадно, что на финансовую поддержку семей при рождении детей, включая материнский капитал, за ближайшие 3 года выделят почти 2 трлн. руб. Правда, коэффициент рождаемости при этом по прогнозу все равно несколько снизится. Поддержание численности населения возлагается на приток мигрантов. Однако, на их социально-культурную адаптацию и интеграцию будет выделяться лишь по 40 млн. руб. в год, что едва ли всерьез поспособствует этой самой адаптации, и можно ожидать нарастания конфликтов коренного населения и мигрантов. 

Доля бедных в 2024 все еще составит 10,4%, и лишь в 2030 она сократится до 6,5% (ранее этот рубеж нищеты планировалось достичь уже в 2024). Заметный рост намечен в основном в разного рода экзотических и не очень понятно как измеряемых характеристиках уровня жизни типа: «индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (!) или числа посещений культурных мероприятий. Отвечающая за данное направление вице-премьер Т.Голикова должна обеспечить утроение такого рода посещений. Какие мероприятия являются культурными в плане не уточняется. Она же обеспечит повышение «доли граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания» с 17% в 2021 до 36% в 2030 году. Хочется надеяться, что это вовлечение не будет носить принудительный характер, включая приводы с участием полиции.

Некоторую оторопь вызывают мероприятия в рамках достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов». Наряду с не бесспорным, но понятным вовлечением нескольких миллионов детей в «ЮНАРМИЮ», в плане есть такой загадочный пункт, как «численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения». Историческая память российского народа пробуждает ассоциации типа ГУЛАГа. Пугает, что к исходу срока планирования таким размещением предполагается охватить почти все население (140 млн. человек). 

После почти неуклонного падения с 2013 года реальных доходов населения (с учетом провального 2020 г. с падением на 3,5% общее снижение за 8 лет превысило 15%) правительство запланировало нам весьма скромный их рост к 2030 г. на 2,4-2,5% ежегодно. Легко посчитать, что лишь почти к концу планового периода удастся просто восстановить уровень реальных доходов 2012 года. Всего на борьбу с бедностью по разным каналам за 2021-23 годы планируется потратить около 21 трлн. руб. Правда, более трети этой суммы уйдет на «повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц». Какое отношение очередной рост зарплат «силовиков» имеет к борьбе с бедностью в плане осталось за кадром.

Справедливости ради должен отметить, что правительство планирует заняться проблемой мусора и выброса опасных загрязняющих веществ. Скачкообразный рост намечен в индексе сводном индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов. Смущает здесь только слово захоронение. Чем оно будет отличаться от привычных свалок и мусорных полигонов, ставших в последние годы поводом для серьезных и справедливых протестов граждан, из плана неясно. Не хочу обидеть авторов документа, но некоторые меры звучат как нечто среднее между фантастикой и анекдотом. Так, Рослесхозу предписано увеличить «поглощение лесами углерода» с 600 млн. т в 2020 до 620 млн. т в 2030 году. Так и видится начальник Рослесхоза, выезжающий в лес и командующий деревьям: всем поглощать углерод! 

Испытываю искреннее любопытство, как ответственный по плану за это направление вице-премьер А.Белоусов обеспечит рост физического объема инвестиций примерно по 6% в год, учитывая, что никаких благоприятных изменений в инвестиционном климате правительство в последние годы не провело. С защищенностью собственности или налогами в стране лучше не стало, а про западные инвестиции в свете нарастающей волны санкций в краткосрочной перспективе можно забыть. Любопытно, что по строке «бюджетное финансирование по фактору «Развитие конкуренции»» в плане стоят прочерки, из чего следует, что конкуренцию будут, как и прежде, развивать «вербальными инвестициями». Впрочем, из короткого текста этой части плана можно сделать вывод, что упор по-прежнему будет сделан на государственные инвестиции, включая инвестпроекты госкомпаний. За ближайшие три года на госинвестиции предполагается потратить 3,1 трлн. руб. Понятными и привычным мерами правительства станет очередной «перезапуск» институтов развития», деятельность которых в последние годы оказалась крайне неэффективной. 

Моего университетского образования и даже звания профессора недостаточно для понимания и, соответственно, комментирования таких задач, как «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления». Надеюсь, что их понимает вице-премьер Д.Чернышенко, которому планом поручено обеспечить к 2030 г. эту зрелось на уровне 100%. 

В плане вновь присутствует магическая цифра 25 млн. человек. Но если в прошлых планах речь шла о численности высокопроизводительных рабочих мест, то теперь это численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В рамках регионального аспекта плана обращает на себя внимание «Комплекс мероприятий, направленный на развитие Северного Кавказа». Он обойдется госбюджету более чем в 230 млрд руб. и даст скромное создание новых рабочих мест – более 20 тыс. единиц, что явно не решит проблему безработицы в этом регионе.

Даже из приведенных мной нескольких примеров видно, что план изобилует непривычными для такого документа экзотикой и креативом. Я бы даже подумал, что в нем есть элементы веселого стеба, если бы на плане не стоял гриф правительства РФ.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded