aanechaev

Categories:

Снято табу на рост НДФЛ

В своем обращении к нации президент Путин предложил ряд концептуальных налоговых новаций: повышение НДФЛ до 15% для лиц с годовым доходом более 5 млн. руб., снижение налогов для ИТ-компаний, распространение налогообложения самозанятых на всю страну и введение фиксированного налогообложения (5 млн. руб.) для контролируемых иностранных компаний.

С моей точки зрения, принципиальное значение имеют первые две меры.

Дискуссии о возврате к прогрессивной шкале НДФЛ начались почти на следующий день после введения его плоской шкалы в 13%. Основным аргументом сторонников этой меры была социальная справедливость, понимаемая ими как необходимость богатым платить со своих доходов больше. Замечу, что в абсолютном выражении люди с высоким доходом и при плоской шкале платят больше. Таким образом, справедливость интерпретируется сторонниками прогрессивного налогообложения доходов как уплата налога именно по более высокой ставке.

Я тоже за разную ставку подоходного налога, но в ином смысле. С моей точки зрения, социально справедливой мерой было бы введение необлагаемого налогом минимума доходов (например, в пределах прожиточного минимума или даже более высоких). Освобождение от налога малоимущих дало бы заметное повышение их уровня жизни. А дополнительные налоги с «богатых» осядут в бюджете и будут тратиться в соответствии с приоритетами бюджетной политики, в число которых борьба с бедностью несмотря на декларации с высоких трибун в последние годы реально не входила.

Президент предложил использовать дополнительные доходы на лечение тяжело больных детей. Непонятно, почему нельзя просто расширить его финансирование в рамках существующего бюджета. Кроме того, НДФЛ зачисляется в региональные и муниципальные бюджеты, т.е. потребуется изменение Налогового кодекса для целевого использования допдоходов для решения общегосударственной задачи.

Предложенное президентом повышение НДФЛ имеет символический характер и даст по расчетам правительственных экономистов лишь 60 млрд. руб. дополнительных доходов бюджета. Это предложение интересно тем, что снимает многолетнее табу на отказ от плоской шкалы и может стать первым шагом в дальнейшем росте НДФЛ.

Можно приветствовать идею заметного снижения налогообложения (страховые взносы и налог на прибыль) ИТ-компаний. Это редкий в российской практике случай использования стимулирующей функции налогов. Однако, многие эксперты выражают скептицизм в отношении действенности этой меры, учитывая нелюбовь российской власти к снижению налогов. Эффективность предложенной налоговой новации может быть резко снижена, если на пути допуска компаний к льготному налогообложению будут поставлены бюрократические препоны. Ключевой вопрос здесь – степень жесткости критериев предоставления компаниям налоговых льгот. Теоретически это может быть численность именно ИТ-специалистов, доля в выручке доходов от продажи именно продукции информационных технологий, коды ОКВЭД и многие другие. Остается лишь надеяться, что идея придания импульса развитию современного сектора экономики не будет выхолощена на этапе разработки формализующих ее нормативных документов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded