aanechaev (aanechaev) wrote,
aanechaev
aanechaev

Параметры пенсионной реформы ясны, вопросы остались.

Итак, правительство обнародовало параметры повышения пенсионного возраста – 65 лет у мужчин и 63 года у женщин. Со времени президентских выборов, на которых действующий президент обещал нам экспертные обсуждения не прошло и 3 месяцев. Очевидно, что Госдума предложения правительства утвердит, и новые правила выхода на пенсию начнут действовать уже с 2019 года.
Отрадно, что у правительства хватило ума и человечности не повышать пенсионный возраст скачкообразно, а предусмотреть переходный период. Так, ожидавшим оформления пенсии в следующем году придется отработать лишь один лишний год. Впрочем, переходный период довольно короток. Мужчины уже 1963  года рождения, а женщины - 1972, выйдут на пенсию в 65 и 63 года. Правительство не стало использовать международный опыт выбора гражданами выхода на пенсию в ранее установленном возрасте в обмен на сокращение размера пенсии.
Не буду останавливаться на аргументах в пользу повышения пенсионного возраста. Их правительство обнародует активно.  Рассуждения о социальной несправедливости предлагаемой меры великодушно оставлю политикам левого, социалистического толка. Остановлюсь на вопросах, которые вызывает затеянная реформа.
Понятно, что главный ее мотив – снять нагрузку с федерального бюджета по финансовой поддержке Пенсионного фонда, составляющей 2-2,5 трлн. руб. в год. Проблема обострилась в связи с принятием майского указа президента, реализация которого потребует по оценкам правительства дополнительно 8 трлн. руб. за несколько лет.
Были ли альтернативные решения? На мой взгляд – да.  Я давно предлагал передать Пенсионному фонду акции госкомпаний с зачислением в него их дивидендов и доходов от последующей приватизации. Полностью это проблему дефицита бюджета фонда не решит, но ее остроту позволит сгладить.
Вторая альтернатива – изменение приоритетов бюджетных расходов, не считая гигантских резервов повышения эффективности этих расходов (даже Счетная палата говорит о нерациональном расходовании средств бюджета, исчисляемом триллионами рублей). Снижение расходов на оборону, правоохранительную деятельность, госуправление (численность чиновников в современной России превысила советские показатели) и некоторые другие направления также могло бы высвободить деньги для подпитки пенсионной системы. Наконец, можно было даже в условиях санкций слегка повысить дефицит бюджета, который в последние месяцы вообще сводится с профицитом.
Добавлю, что правительство постоянно повышает налоги. Параллельно с реформой пенсионной системы объявлено о повышении НДС до 20%, что по оценке А.Силуанова принесет бюджету 600 млрд. руб. в год.
Немало вопросов возникает и в отношении рынка труда. Найдут ли остающиеся на нем работники рабочие места? Не секрет, что на многие должности работодатели неохотно берут людей уже после 45 лет. Как задержка на рынке труда бывших потенциальных пенсионеров скажется на рабочих местах для молодежи, безработица среди которой уже втрое превышает средний по стране уровень?
И наконец ключевой вопрос – приведет ли повышение пенсионного возраста к росту пенсий, о чем регулярно говорит наша власть, или сэкономленные деньги разойдутся по другим направлениям.
Пока внятных, конкретных ответов на эти вопросы мы от правительства не услышали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments