?

Previous Entry Share Flag Next Entry
Битва за Арктику: экономика или политика?
за равноправие курильщиков
aanechaev

Существует легенда, что полярная пустыня по имени Арктика, а точнее лежащее под ней дно Северного Ледовитого океана, сказочно богата.
В первую очередь, речь идет обычно об углеводородах – нефти и газе. Желание дотянуться до этих богатств и порождает споры шести арктических государств относительно принадлежности этих пока неразделенных в соответствии с международным правом территорий.

В качестве справки сообщим, что принадлежность соответствующей территории к экономической зоне той или иной страны устанавливается ныне вполне цивилизованно – специальной комиссией ООН.
Последнее подобное решение комиссия приняла в апреле 2011 года, признав в качестве исключительной экономической зоны Норвегии целых 235 тысяч кв. км арктических вод (и дна).

Главным аргументом принятия решения является научное обоснование того факта, что соответствующая часть океанического дна является продолжением той части континента, где расположена претендующая на него держава.
В частности, Россия относит к таковым (т.е. российским) подводные арктические хребты Ломоносова и Гаккеля, тянущиеся к глубинам центральной Арктики. Для подтверждения подобной информации заинтересованные страны время от времени организуют специальные экспедиции. Наиболее известная благодаря шуму в прессе российская экспедиция состоялась в 2008 году. В ходе нее на дно погружались батискафы «Мир» с учеными и несколькими особо активными депутатами Госдумы. В нарушение норм международного права (до принятия официального решения ООН) мы водрузили там российский флаг. Как было заявлено на недавнем заседании Морской коллегии России, скоро состоится следующая экспедиция, по итогам которой Россия в 2012 году подаст заявку в ООН с обоснованием своих претензий на часть Арктики.

Есть у этих споров и политическая составляющая.
В мире уже практически не осталось неразделенных территорий, и получение контроля над ними рассматривается некоторыми политиками в качестве эффективного средства внутренней пропаганды и повышения собственной популярности. Для России это продолжение линии на «вставание с колен», еще недавно активно пропагандировавшийся нашей властью, но в ходе глубокого экономического кризиса несколько подзабытой. Поскольку кризис, видимо, считается закончившимся, власти решили, что можно вернуться к теме защиты наших геополитических интересов.

Резонно задать вопрос – а есть ли за что бороться?
Так ли уже велик и сладок пирог, который пытаются разрезать на неравные куски.

Безусловный интерес помимо общей для всех стран проблемы сохранения экологии Арктики представляют арктическое судоходство и использование биоресурсов.
Для их развития заинтересованным странам резонно было бы договориться о замораживании всех территориальных претензий отдельных государств(по аналогии с Антарктикой).

Что касается ресурсов углеводородного сырья, то богатство Арктики во многом является мифом.
Нужно, правда, оговориться, что с геологической точки зрения она пока разведана намного хуже континента. По оценкам экспертов, предполагаемые неоткрытые запасы нефти составляют в Арктике лишь 9 млрд. баррелей. Это примерно столько же, сколько контролирует команданте Уго Чавес. Причем эти запасы разбросаны пятнами на огромной территории, но большая их часть приходится на прибрежный шельф, который не является предметом споров. В частности, именно российский прибрежный шельф наиболее богат потенциальными ресурсами.

В центральной глубоководной части Арктики, на которую активно претендует Россия с помощью хребта Ломоносова, запасы нефти относительно невелики.
О том, что в ближайшие десятилетия их технологически невозможно будет эксплуатировать, умолчим, чтобы не раздражать российских участников арктической битвы. Существенно богаче пока неоткрытые запасы природного газа. По последним оценкам американцев они могут составлять 45-50 трлн. куб. м.

Однако, здесь есть несколько «но».
Во-первых, ситуация с запасами природного газа в мире не такая острая, как с нефтью. Во-вторых, уже открыты и освоены технологии производства газа из сланцев и других источников, запасы которых на континенте, т.е. на суше (в том числе даже в Европе), достаточно велики. В-третьих, и это главное, у России реально отсутствуют технологии глубоководного бурения на газ. Отдельный вопрос – транспортировка газа, добытого с арктического дна за тысячи километров от мест потребления. Про себестоимость подобной добычи тоже деликатно промолчим. Цена газа у возможных потребителей, которая сделает его добычу и транспортировку из центральной Арктики рентабельной, находится в сфере научной фантастики, а не экономики.

Полная туманность перспектив эффективного экономического освоения сырьевых запасов центральной Арктики заставляет предположить, что в основе нашей бурной активности в борьбе за арктическое дно лежат все же причины политические, а не экономические.

Одним словом, опять встаем с колен.
Других проблем у страны ведь нет.





  • 1
Ну они же надеются на глобальное потепление, как вы не понимаете!? )

Причиной экономического тупика - монетаризм и всё сейчас делается и причиной этого является именно монетаризм. А значит - не правильная экономическая система.

  • 1